О семейной форме образования
Учащаются факты, когда родители, предоставив заявление с извещением о переходе на семейную форму образования, уклоняются от контроля со стороны школы.
При выборе формы семейной или самообразования имеются возрастные ограничения. В соответствии с изменениями право на выбор формы образования и обучения лицо приобретает только после получения основного общего образования или после достижения 18 лет (п.1 ч. 1 ст. 34, а также п.1 ч. 3 ст. 44 ФЗ № 273-ФЗ).
Тем самым гарантируется получение начального и основного общего образования под контролем образовательной организации и родителей. Родители (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44 ФЗ № 273-ФЗ).
При выборе формы семейного образования ежегодно уведомлять управление образования не требуется. Если же родители (законные представители) после семейной формы образования перешли на очную в школе, то при следующем переходе на семейное образование придется снова писать заявление. Написать заявление о выборе формы получения образования родители (законные представители) могут в любой момент, т.к. ФЗ № 273-ФЗ ничем не ограничивает ни сроки, ни максимальное количество изменений формы - обучающиеся или (и) их родители (законные представители) вправе менять форму получения образования по своему усмотрению.
Кроме заявления в управление образования о переходе ребенка на семейную форму обучения родителям (законным представителям) необходимо определиться с общеобразовательной организацией, на базе которой будет проходить промежуточная и итоговая аттестация.
Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются школой (ч.1 ст. 58 ФЗ № 273-ФЗ).
При завершении освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования обязательным является итоговая аттестация (ч. 3 ст. 59 ФЗ № 273-ФЗ ).
При семейном образовании закрепляется право прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3 ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ) для получения аттестата об образовании.
Для прохождения промежуточной и итоговой аттестации при семейном образовании на основании заявления обучающийся зачисляется в школу экстерном. При этом экстерн может посещать консультации, пользоваться библиотекой, спортзалом и лабораториями школы, участвовать в конкурсах, олимпиадах и спортивных мероприятиях.
При подготовке к промежуточной аттестации родители (законные представители) заблаговременно могут обратиться в школу с заявлением о предоставлении демонстрационной версии экзаменационных материалов.
В соответствии со статьей 58 ФЗ № 273-ФЗ неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации (по итогам года) по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Образовательные организации, родители (законные представители) ребенка, обеспечивающие получение общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и контроль за своевременностью ее ликвидации.
Контроль за своевременной ликвидацией полученной академической задолженности при семейном образовании несут родители (законные представители) обучающихся и образовательные организации.
Обучающиеся в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, должны продолжить получать образование в образовательной организации (ч.4 ст.58 ФЗ № 273-ФЗ).
Такой подход означает соблюдение необходимого баланса между правами обучающегося на получение образования и государственными гарантиями на получение общедоступного бесплатного образования с другой.
Поэтому очень важно при заявлении родителей (законных представителей) о переходе их ребенка на семейное образование, оценить возможности семьи по обеспечению качественного семейного образования, а также ответственности за создание условий качественного обучения и организационных моментах, связанных с промежуточной и итоговой аттестацией.