Вехи Гражданской войны: бой с белочехами на ст. Черепаново летом 1918 года
По железной дороге красногвардейский отряд барнаульцев достиг ст. Черепаново. Но тут возникли неисправности с паровозом, а самое главное – стало ясно, что никто заранее не позаботился о снабжении эшелона продовольствием. Так что в Черепаново застряли надолго.
Из воспоминаний А.А. Конова:
«Пока командование искало источники снабжения и ремонта паровозов, бойцы в своей массе были предоставлены самим себе. Они рыскали по селу в поисках пищи. И конечно находили её. Крестьяне, в основном, радушно встречали незваных гостей, кормили и поили. Вынужденное безделье предрасполагало бойцов к пьянству и игре в карты. Нередки были ссоры и драки».
Вся железнодорожная линия от Барнаула до Новониколаевска была объявлена на военном положении. Планировалось, что основная линия обороны будет проходить в районе ст. Черепаново, поэтому борьбу на этом участке железной дороги было решено назвать Черепановским фронтом. Командующий предпочел занять выжидательную позицию, удерживая основную массу красногвардейцев на ст. Черепаново и надеясь на подход подкреплений.
4 июня контрреволюционные и чехословацкие силы выдвинулись на Алтайскую железную дорогу. Поручик Гусарек выслал вперед белогвардейские эшелоны под общим руководством поручика Сергеева, а чехословацкие легионеры остались восстанавливать разрушенный мост через р. Иня.
Когда впереди замаячила ст. Черепаново, было уже далеко за полдень. Доехав до первой линии укреплений (за два-три километра перед станцией), бронепоезд контрреволюционеров притормозил, встретив сопротивление красногвардейцев. Вскоре подошел головной эшелон и начал обстреливать позиции красных из пулемета. Пока велась ожесточенная перестрелка, к первому эшелону подтянулись и два других. Чехословаки и белогвардейцы стали высаживаться из вагонов и разворачиваясь в цепи. У красных на правом фланге имелся пулемет, из которого вел огонь бывший фронтовик Д.И. Николайчук. Благодаря этому неприятеля удавалось какое-то время сдерживать. Однако на левом фланге противник пошел в обход, причем действовал до того слаженно и умело, что слабо обученные военному делу новобранцы красногвардейцы дрогнули и пустились в бегство. После этого и правый фланг барнаульцев был вынужден отступить. Достигнув отогнанного подальше эшелона, красногвардейцы еще некоторое время пытались удержаться, но неприятель упорно заходил в тыл. К тому же на этом участке противник прибегнул к артобстрелу из имевшегося у него трехдюймового орудия. Грохот разрывов окончательно подломил боевой дух рабочих-железнодорожников, многие из которых и не нюхали пороху. Эшелон отступил на станцию.
Часть бийских красногвардейцев занимала позиции на заболоченном участке слева от станции. На железнодорожном пути у водопроводной будки стояла на платформе красногвардейская «артиллерия» – пара екатерининских пушек, привезенных из Бийска по инициативе большевика И.М. Чередниченко, техника по профессии. Пушки эти заряжались с дульной части. Заряд пороха закладывался «на глазок», затем забивался тряпичный пыж, а в качестве «снаряда» использовались обрубки железа, костыли, гайки, даже куски подков. Стрельба из этих «орудий», по большому счету, не причиняла противнику никакого вреда, но все же имела некоторый «психологический» эффект, поскольку ни белогвардейцы, ни чехословаки и предположить не могли, что у красных окажется артиллерия.
Когда на подступах к станции показался головной вражеский эшелон, «артиллеристы» немедленно двинулись ему навстречу. Приблизились метров на двести – и дали залп. При этом, по утверждениям некоторых очевидцев, крупный кусок железа случайно угодил в паровозную трубу и сбил её. Для неприятеля это было полной неожиданностью – паровоз тут же затормозил и дал задний ход. «Пушкари» тоже отступили на исходную позицию – нужно было время, чтобы перезарядить орудия. Однако при повторном залпе одну из пушек разорвало, а обслуживавшего её красногвардейца контузило. После этого «артиллерию» больше использовать не решались.
Зато обстрел станции еще больше усилился. Было ясно, что отошедшие контрреволюционеры готовятся вновь перейти в наступление. Нужно было как-то воспрепятствовать продвижению вражеского эшелона, но какими средствами? И вот тогда одному из барнаульских красногвардейцев-железнодорожников пришло в голову пустить в сторону противника паровоз. Замысел был тут же приведен в исполнение – паровоз вывели на главный путь и на всех парах пустили навстречу врагу. По воспоминаниям некоторых участников, неприятель не понял маневра: решил, что красные пошли в смелую контратаку, и начал отстреливаться, а когда разобрался, было уже поздно – произошло крушение. После двухчасового боя наступление противника было временно приостановлено. Следовало воспользоваться передышкой и мобилизовать силы для дальнейшей обороны станции.
После крушения паровоза белые долго не предпринимали попыток наступления: им требовалось некоторое время на то, чтобы восстановить поврежденный путь. Все это время барнаульские железнодорожники и мадьяры занимали заранее подготовленные позиции на окраине станционного поселка между семафором и депо. Но вот наступил вечер, а подмоги всё не было. Между тем неприятель, как видно, оправился от последствий крушения и вновь двинулся к станции. Положение оставшихся красногвардейцев было незавидным: у них было мало патронов. После непродолжительной перестрелки они решили сняться с позиций и отступать. И вовремя: неприятель едва не зашел к ним в тыл, обойдя левый фланг. Отстреливаясь, красногвардейцы поспешили скрыться в вечерних сумерках.
Им повезло: как раз в это время к южным подступам станции подошел самодельный бронепоезд, посланный в разведку. Все, кто успел отойти, погрузились на него, и бронепоезд отправился назад. По пути красногвардейцы безжалостно разрушали за собой железнодорожный путь и мосты. На ст. Усть-Тальменскую прибыли уже утром. Позже сюда же пешком дотащилось ещё немного уцелевших бойцов. Это было 6 июня.
Поручик Гусарек вынужден был задержаться у ст. Черепаново на пару дней: исправлял поврежденный железнодорожный путь и восстанавливал сожженные мосты (на этом участке дороги они были почти сплошь деревянными). Посланная вперед разведка периодически докладывала о действиях красных.
Белогвардейцы и чехословаки оставили ст. Черепаново и отправились дальше.
Материал подготовил И. И. Суслов.
Основной источник: Вдовин, А. И. О тех далеких днях… (Начало Гражданской войны на Алтае, май-июнь 1918 г.) [Э/р]. – Р/д: http://samlib.ru/w/wdowin_a_n/oteh.shtml